МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ
детский сад №1 ЗАТО Озерный
_______________М.Е. Голованова
на педагогическом совете
«31» августа 2017 года
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
по методике Н.А.Зайцева
кружок
«УЧЁНЫЙ КОТИК»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)
Срок реализации программы: 1 года
Автор-составитель программы:
старшийвоспитатель высшей
квалификационной категории
О.А. Чайковская
ЗАТО Озерный 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка3-4
2. Содержание дополнительной образовательной программ 5-8
3. Учебно-тематический план 9-13
6. Список литературы 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева
«Обучение чтению детей дошкольного возраста»
«Чтение – это один из истоков мышления
и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».Многие авторы (ГленДоман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
· На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
· Обогащается словарный запас;
· Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
· Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
· Раннее чтение влияет на грамотность.
· Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы.
Цель:
· обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.
Задачи:
1. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
2. Овладевать техникой складового чтения.
3. Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.
4. Стимулировать познавательный интерес к чтению.
Режим занятий:два раза в неделю в течение 8 месяцев.
Срок обучения: 64 занятия
Категория участников: дети средней и подготовительной групп.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированный навык осознанного чтения.
2. Проявление интереса к чтению, уважение к книге.
Содержание программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 4 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методикеН.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 8-10 человек, в специально отведённом игровом уголке с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева.Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы |
Содержание работы |
Продолжительность |
I |
Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева |
10 мин |
II |
Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.) |
10мин |
III |
Слушание, чтение художественных произведений |
5 мин |
IV |
Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.) |
5 мин |
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцеваигра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Этапы обучения дошкольников чтению через письмо
(по методике Н.А.Зайцева)
I этап – установочные занятия (2 часа).
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.
Задачи I этапа:
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
II этап - запоминание складов (23 часа).
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи II этапа:
1. Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
III этап – выход в слово (26 часов).
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи III этапа:
1. Овладение техникойскладового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.
3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
IVэтап – выход в предложение (9 часов).
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи IV этапа:
1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.
V этап – выход в текст. Алфавит (4часа).
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи V этапа:
1. Формирование чистоты и выразительности чтения.
2. Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
3. Увеличение словарного запаса.
4. Формирование знания алфавита, умения называть буквы.
Тематическое планирование занятий
№
занятия |
Содержание занятий |
Дата проведения занятия |
Содержание занятий по формированию навыка чтения |
I этап – установочные занятия (2 часа) |
октябрь1.
|
Знакомство детей друг с другом. Правила совместной деятельности. |
|
|
2. |
Для чего нужно уметь читать? |
|
|
II этап – запоминание складов (23 часа) |
3. |
Моё имя. |
|
Знакомство с таблицей складовН.А.ЗайцеваПопевка №1 Игра «Как тебя зовут?» |
4. |
Моя мама |
|
Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 1» |
5. |
Папа |
|
Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 2» |
6. |
Дедушка |
|
Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Общая классификация» |
7.8. |
Тренинг «Вместе с бабушкой своей» |
|
Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Поезда», «Смешные слова» |
ноябрь9.
|
Имя, отчество мамы |
|
Песенка «Петушок», Игра «Озвучить выбранный кубик», «Поезда» |
10. |
Угощение для мамы |
|
Составление «поездов» из кубиков (с буквами А,Я). Пение «песенок» |
11. |
Цветы для мамы |
|
Составление «поездов» из кубиков (с буквами О,Ё). Пение «песенок» |
12. |
Стихотворение Э.Успенского «Разгром» |
|
Составление «поездов» из кубиков (с буквами У,Ю). Пение «песенок» |
13. |
Стихотворение Я.Аким «Мама» |
|
Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы,И). Пение «песенок» |
14. |
Инсценировка рассказов о маме |
|
Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э,Е). Пение «песенок» |
15.16. |
Праздник «Нет преграды, если мама рядом» |
|
Упражнения на закрепление знаний складов |
декабрь17.
|
Здравствуй, гостья Зима! |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Сардельки и сосиски» |
18. |
Следы на снегу |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово» |
19. |
Загадки о животных |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Шагаем и читаем» |
20. |
Стихотворение М.Садовских «Хотел я снежинку домой принести» |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово» |
21. |
Пословицы о зиме |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Найди слово» |
22. |
Загадки о зиме |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов |
23. |
А.Бродский «Всюду снег» |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов |
24.25. |
Развлечение «Гостья зима» |
|
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов |
III этап – выход в слово (26часов) |
январь26.
|
Стихотворение И.З.Суриков «Зима» |
|
Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка» |
27. |
Стихотворение С.Есенина «Поёт зима - аукает» |
|
Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка» |
28. |
Отрывок «Мороз Красный нос» Н.Некрасов |
|
Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №1 по складовым картинкам |
29. |
Отрывок «Детство» И.Суриков |
|
Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №2 по складовым картинкам в командном варианте |
30. |
Стихотворение С.Чёрный «Волк» |
|
Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам |
31. |
С.Есенин «Берёза» |
|
Письмо односложных, двусложных, трёхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам |
32.33. |
Поэтическая гостиная |
|
Письмо односложных, двусложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам |
февраль34.
|
Стихотворение В.Руденко «Мужской праздник» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют» |
35. |
Ирина Гурина «23 февраля» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют» |
36. |
Натали Самоний «С Днём Защитника, папуля» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют» |
37. |
В.Степанов «Праздничный салют» |
|
Письмо односложных, двусложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №8 по складовым картинкам |
38. |
К.Ваншенкин «Матрос» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №10 по складовым картинкам |
39. |
Г.Ладонщиков «Пограничник» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №10 по складовым картинкам |
40. |
О.Высотская «Салют» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №11 по складовым картинкам |
41.42. |
Развлечение «Слава армии родной!» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №12 по складовым картинкам |
март43. |
Б.Заходер «В марте есть такой денёк» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №15 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» |
44. |
Р.Сеф «Мама» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №6 по складовымкартинка. Пение песенки «Тень – тень» |
45. |
А.Барто «Разговор с дочкой» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №10 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» |
46. |
Е.Благина «Огонёк» |
|
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень» |
47. |
А.Решетов «Березники мои, Березники» |
|
Заглавная буква в написании названий городов. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание |
48. |
А.Решетов «Березники мои, Березники» |
|
Заглавная буква в написании названий улиц. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание |
49. |
Улицы героев нашего города |
|
Заглавная буква в написании имён,фамилий. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание |
50.51. |
Состязание «Печатный бумеранг» |
|
Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание. Пение песенки «Тень – тень» |
IVэтап – выход в предложение (9 часов) |
апрель52.
|
Планеты солнечной системы |
|
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу» |
53. |
Профессия - лётчик-космонавт. |
|
Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о звёздном небе, Луне |
54. |
В.Тютчев «Зима недаром злится» |
|
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу» |
55. |
Ф.Тютчев «Весенние воды» |
|
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу» |
56. |
Сергей Козлов «Апрель» |
|
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу» |
57. |
Наталья Иванова «Апрель» |
|
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу» |
58. |
А.Барто «Апрель» |
|
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу» |
59.60. |
КВН «Весенние переливы» |
|
Обобщение знаний и умений по чтению. |
V этап – выход в текст. Алфавит (4часа) |
61. |
К.Ушинский «Храбрая собака» |
|
Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка |
62. |
К.Ушинский «Лиса и гуси» |
|
Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка |
63. |
К.Ушинский «Ворона и рак» |
|
Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка |
64. |
К.Ушинский «Два козлика» |
|
Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка |
Литература
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.