Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 

ЗАТО Озёрный

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 

 

Ученый котик

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1

 

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

детский сад №1 ЗАТО Озерный

_______________М.Е. Голованова

на педагогическом совете

«31» августа 2017 года

 

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

по методике Н.А.Зайцева

кружок

«УЧЁНЫЙ КОТИК»

 

 

для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)

Срок реализации программы: 1 года

 

 

 

 

 Автор-составитель программы:

старшийвоспитатель высшей

квалификационной категории

О.А. Чайковская

 

 

 

 

 

 

ЗАТО Озерный 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

1. Пояснительная записка3-4

2. Содержание дополнительной образовательной программ                    5-8

3. Учебно-тематический план                                9-13

6. Список литературы                                                           14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева

«Обучение чтению детей дошкольного возраста»

 

 «Чтение – это один из истоков мышления

 и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

   Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.

   Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».Многие авторы (ГленДоман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.

   Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

   Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

·        На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

·        Обогащается словарный запас;

·        Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);

·        Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;

·        Раннее чтение влияет на грамотность.

·        Навык чтения,  правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.   

Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы.

 

Цель:

·        обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.

 

Задачи:

1.     Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

2.     Овладевать техникой складового чтения.

3.     Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.

4.     Стимулировать познавательный интерес к чтению.

 

Режим занятий:два раза в неделю в течение 8 месяцев.

 

Срок обучения: 64 занятия

 

Категория участников: дети средней и подготовительной групп.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Сформированный навык осознанного чтения.

2.     Проявление интереса к чтению, уважение к книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 4 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методикеН.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 8-10 человек,  в специально отведённом игровом уголке с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева.Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

 

Этапы

Содержание работы

Продолжительность

I

Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева

10 мин

II

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.)

10мин

III

Слушание, чтение художественных произведений

5 мин

IV

Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.)

5 мин

 

   Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцеваигра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

 

 

 

 

 

Этапы обучения дошкольников чтению через письмо

(по методике Н.А.Зайцева)

 

I этап – установочные занятия (2 часа).

   На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.

Задачи I этапа:

1.     Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

2.     Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.

3.     Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

 

II этап - запоминание складов (23 часа).

На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь  и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

   Задачи II этапа:

1.     Введение ребёнка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;

б) выделение и показ определённого склада;

в) графическое оформление склада;

г) классификация складов.

2.     Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.

 

 

III этап – выход в слово (26 часов).

   Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

Задачи III этапа:

1.     Овладение техникойскладового чтения:

а) «написание» слов по таблице и кубиками;

б) выделение ударного склада;

в) усвоение правила написания слов с большой буквы;

г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

2.     Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.

3.     Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.

 

IVэтап – выход в предложение (9 часов).

   Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.

Задачи IV этапа:

1.     Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».

2.     Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.

3.     Стимулирование познавательного интереса к чтению.

 

V этап – выход в текст. Алфавит (4часа).

   На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.

Задачи V этапа:

1.     Формирование чистоты и выразительности чтения.

2.     Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.

3.     Увеличение словарного запаса.

4.     Формирование знания алфавита, умения называть буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий

 

занятия

Содержание занятий

Дата проведения занятия

Содержание занятий по формированию навыка чтения

I этап – установочные занятия (2 часа)

октябрь1.

 

Знакомство детей друг с другом. Правила совместной деятельности.

 

 

2.

Для чего нужно уметь читать?

 

 

II этап – запоминание складов (23 часа)

3.

Моё имя.

 

Знакомство с таблицей складовН.А.ЗайцеваПопевка №1 Игра «Как тебя зовут?»

4.

Моя мама

 

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 1»

5.

Папа

 

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 2»

6.

Дедушка

 

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Общая классификация»

7.8.

Тренинг «Вместе с бабушкой своей»

 

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра «Поезда», «Смешные слова»

ноябрь9.

 

Имя, отчество мамы

 

Песенка «Петушок», Игра «Озвучить выбранный кубик», «Поезда»

10.

Угощение для мамы

 

Составление «поездов» из кубиков (с буквами А,Я). Пение «песенок»

11.

Цветы для мамы

 

Составление «поездов» из кубиков (с буквами О,Ё). Пение «песенок»

12.

Стихотворение Э.Успенского «Разгром»

 

Составление «поездов» из кубиков (с буквами У,Ю). Пение «песенок»

13.

Стихотворение Я.Аким «Мама»

 

Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы,И). Пение «песенок»

14.

Инсценировка рассказов о маме

 

Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э,Е). Пение «песенок»

15.16.

Праздник «Нет преграды, если мама рядом»

 

Упражнения на закрепление знаний складов

декабрь17.

 

Здравствуй, гостья Зима!

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Сардельки и сосиски»

18.

Следы на снегу

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово»

19.

Загадки о животных

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Шагаем и читаем»

20.

Стихотворение М.Садовских «Хотел я снежинку домой принести»

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово»

21.

Пословицы о зиме

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Найди слово»

22.

Загадки о зиме

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов

23.

А.Бродский «Всюду снег»

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов

24.25.

Развлечение «Гостья зима»

 

Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Печатание складов

III этап – выход в слово (26часов)

январь26.

 

Стихотворение И.З.Суриков «Зима»

 

Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка»

27.

Стихотворение С.Есенина «Поёт зима - аукает»

 

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка»

28.

Отрывок «Мороз Красный нос» Н.Некрасов

 

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №1 по складовым картинкам

29.

Отрывок «Детство» И.Суриков

 

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №2 по складовым картинкам в командном варианте

30.

Стихотворение С.Чёрный «Волк»

 

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам

31.

С.Есенин «Берёза»

 

Письмо односложных,  двусложных, трёхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам

32.33.

Поэтическая гостиная

 

Письмо односложных,  двусложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №3 по складовым картинкам

февраль34.

 

Стихотворение В.Руденко «Мужской праздник»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют»

35.

Ирина Гурина «23 февраля»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют»

36.

Натали Самоний «С Днём Защитника, папуля»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный салют»

37.

В.Степанов «Праздничный салют»

 

Письмо односложных,  двусложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №8 по складовым картинкам

38.

К.Ваншенкин «Матрос»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №10 по складовым картинкам

39.

Г.Ладонщиков «Пограничник»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №10 по складовым картинкам

40.

О.Высотская «Салют»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №11 по складовым картинкам

41.42.

Развлечение «Слава армии родной!»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №12 по складовым картинкам

март43.

Б.Заходер «В марте есть такой денёк»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №15 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень»

44.

Р.Сеф «Мама»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №6 по складовымкартинка. Пение песенки «Тень – тень»

45.

А.Барто «Разговор с дочкой»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №10 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень»

46.

Е.Благина «Огонёк»

 

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень»

47.

А.Решетов «Березники мои, Березники»

 

Заглавная буква в написании названий городов. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание

48.

А.Решетов «Березники мои, Березники»

 

Заглавная буква в написании названий улиц. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание

49.

Улицы героев нашего города

 

Заглавная буква в написании имён,фамилий. Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание

50.51.

Состязание «Печатный бумеранг»

 

Закрепление навыка чтения слов. Ударение. Печатание. Пение песенки «Тень – тень»

IVэтап – выход в предложение (9 часов)

апрель52.

 

Планеты солнечной системы

 

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу»

53.

Профессия - лётчик-космонавт.

 

Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества о звёздном небе, Луне

54.

В.Тютчев «Зима недаром злится»

 

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу»

55.

Ф.Тютчев «Весенние воды»

 

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу»

56.

Сергей Козлов «Апрель»

 

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу»

57.

Наталья Иванова «Апрель»

 

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу»

58.

А.Барто «Апрель»

 

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей. Пение песни «На зелёном лугу»

59.60.

КВН «Весенние переливы»

 

Обобщение знаний и умений по чтению.

V этап – выход в текст. Алфавит (4часа)

61.

К.Ушинский «Храбрая собака»

 

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка

62.

К.Ушинский «Лиса и гуси»

 

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка

63.

К.Ушинский «Ворона и рак»

 

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка

64.

К.Ушинский «Два козлика»

 

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация прочитанного. Алфавит-песенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.

Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения