«Развитие психолого-педагогических компетенций педагогов как условие реализации
ФГОС ДО»
Подготовила ст. воспитатель МБДОУ
детский сад № 1 ЗАТО Озерный
Чайковская О.А.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.
В связи с введением ФГОС ДО профессиональная позиция воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. Позиция воспитателя - формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
Компетенция способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно–методической; социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность
критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. показатели компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя
критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы;проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. показатели компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя
критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Показатели компетентности: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
В российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога, который направлен на повышение мотивации педагогических работников. В пункте 4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образованияПедагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Для повышения своей профессиональной компетентности педагоги МБДОУ детский сад № 1
· Прошли курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку.
· Изучили современную методическую, педагогическую литературу
· Посетили обучающие семинары, практикумы и т.д.
· Участвовали в дискуссиях, обменивались опытом с коллегами
· Участвовали в открытых просмотрах образовательной деятельности
· Изучали информационно-компьютерные технологии
· Участвовали в конкурсах профессионального мастерства
· Имеют доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
· Осуществляют работу по самообразованию
Формы методической работы
o Семинары (теоретический, проблемный)
o Семинары-практикумы
o Групповые дискуссии
o Педагогические мастерские
o Мастер-класс
o Работа в творческой группе
o Психолого-педагогический семинар
o Психологический тренинг
o Деловые игры (с моделированием реальных практических ситуаций)
o Открытые просмотры разных видов деятельности, в том числе непосредственно образовательной
o Взаимопосещения
o Смотры-конкурсы
o День открытых дверей
o Практикумы
o Творческие отчеты
o Беседы за «круглым столом»
o Конкурс педагогического мастерства на разных уровнях
o Методические объединения воспитателей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
В процессе повышения своей профессиональной компетентности педагоги нашего детского сада овладели следующими педагогическими умениями:
Исследовательские умения
умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
Проектировочные умения
умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
Организаторские умения
умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии;современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
Коммуникативные умения
умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивные умения
умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Все педагоги – звезды, близкие и далекие большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета. Главное - желание сиять! Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагогов без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Спасибо за внимание!